Eng
Ukr
Rus
Печать
2013 №04 (05) 2013 №04 (07)

Автоматическая сварка 2013 #04
«Автоматическая сварка», 2013, № 4, с. 36-38
 
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЛАЗМЕННО-ДУГОВОЙ СВАРКИ ХРОМОВОЙ БРОНЗЫ
 
 
Авторы
В. М. ИЛЮШЕНКО1, Ю. Г. НОВОСЕЛЬЦЕВ2, С. Л. БУСЫГИН2
1 ИЭС им. Е. О. Патона НАНУ. 03680, г. Киев-150, ул. Боженко, 11. E-mail: office@paton.kiev.ua
2 Сибирский федеральный университет. РФ, 660074, г. Красноярск, ул. Киренского, 26. E-mail: rector@kgtu.runnet.ru
 
 
Реферат
Дуговая сварка изделий из хромовой бронзы сопряжена со склонностью металла швов к образованию горячих трещин. Приведены результаты исследований по изысканию мер предупреждения образования горячих микротрещин в металле швов хромовой бронзы БрХ08 больших толщин, выполненных плазменно-дуговой сваркой. Показано, что основной причиной образования дефектов в металле шва является подсос в плазменную дугу кислорода воздуха, что приводит к интенсивному окислению хрома в сварочной ванне и попаданию металла шва в зону максимальной хрупкости сплавов Cu–Cr. Учитывая, что одной шлаковой защиты большого объема ванны жидкого металла, образующейся при плазменно-дуговой сварке по слою флюса на мощных режимах (Iсв = 1000...1400 А, Uд = 48...55 В), недостаточно для получения качественного шва, сделан вывод о целесообразности долегирования металла шва хромом и малыми добавками эффективного раскислителя — титана. Для этих целей разработана специальная присадочная проволока марки ППБрХТ 12-2, применение которой в сочетании с подобранным флюсом позволило успешно решить задачу промышленного изготовления сварных крупногабаритных изложниц кристаллизаторов электрометаллургических печей.
Библиогр. 9, рис. 5.
 
 
Ключевые слова: хромовая бронза, плазменно-дуговая сварка, кристаллизация, структура, трещины

Поступила в редакцию 13.02.2013
Опубликовано: 13.03.2013


1. Усовершенствование технологии плазменно-дуговой сварки изделий из меди и хромовой бронзы / В. М. Илюшенко, В. Е. Седов, В. А. Аношин и др. // Свароч. пр-во. — 1977. — № 11. — С. 31–32.
2. Гуревич С. М. Справочник по сварке цветных металлов. — Киев: Наук. думка, 1981. — 608 с.
3. Новосельцев Ю. Г. Технологические особенности плазменной сварки крупногабаритных конструкций из меди и ее сплавов. — Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 2008. — 152 с.
4. Новиков И. И. Горячеломкость цветных металлов и сплавов. — М.: Наука, 1966. — 300 с.
5. Исследование влияния примесей и ряда легирующих элементов на образование трещин при сварке меди / В. М. Илюшенко, В. А. Аношин, А. Н. Бондаренко и др. // Сб. докл. 1-й Всесоюз. конф. «Актуальные проблемы сварки цветных металлов». — Киев: Наук. думка, 1980. — С. 217–221.
6. О влиянии примесей на склонность к образованию трещин при сварке меди / В. М. Илюшенко, В. А. Аношин, А. М. Жердев, В. И. Карманчук // Сб. докл. 2-й Всесоюзн. конф. «Актуальные проблемы сварки цветных металлов». — Киев: Наук. думка, 1985. — С. 335–337.
7. Гликман Е. Э., Горюнов Ю. В. Механизм жидкометаллической хрупкости и других проявлений эффекта Ребиндера в металлических системах // Физ.-хим. мех. материалов. — 1978. — № 4. — С. 20–30.
8. Смирягин А. П. Промышленные цветные металлы и сплавы. — М.: Металлургиздат, 1956. — 560 с.
9. Влияние титана на пластичность металла шва при сварке сплава БрХ08 под флюсом / А. П. Шипулин, К. Г. Зобнина, Л. К. Босак, В. М. Илюшенко // Свароч. пр-во. — 1974. — № 4. — С. 25–27.
>