Eng
Ukr
Rus
Печать
2013 №09 (05) 2013 №09 (07)

Автоматическая сварка 2013 #09
«Автоматическая сварка», 2013, № 9, с. 39-42
МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СОЕДИНЕНИЙ ЖАРОПРОЧНЫХ СТАЛЕЙ МАРОК 10Х12М, 10Х9МФБА, ВЫПОЛНЕННЫХ ЭЛЕКТРОННО-ЛУЧЕВОЙ СВАРКОЙ
Авторы
В. М. НЕСТЕРЕНКОВ, Л. А. КРАВЧУК, Ю. А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ
ИЭС им. Е. О. Патона НАНУ. 03680, г. Киев-150, ул. Боженко, 11. E-mail: office@paton.kiev.ua
Реферат
В развитии работ по технологии электронно-лучевой сварки специальных сталей проведены исследования свойств соединений жаропрочных сталей марок 10Х12М и 10Х9МФБА толщиной δм = 30 мм, выполненных одно- и многопроходной электронно-лучевой сваркой горизонтальным электронным пучком на скорости Vсв = 3 мм/с без предварительного подогрева. Приведены результаты механических испытаний сварных соединений на разрыв и ударную вязкость, а также характер разрушения после электронно-лучевой сварки и после нее с последующим отпуском. Установлено, что вязкость и пластичность сварных соединений обеих жаропрочных сталей после первого основного прохода и после второго прохода при электронно-лучевой сварке с последующим отпуском сохраняются практически на одном уровне. Разрушение сварных соединений образцов обоих сплавов, ориентированных поперек металла шва, происходит по основному металлу вдали от шва, вне зоны термического влияния. Поверхность излома матовая. Образовавшийся рельеф имеет характерные признаки пластического разрушения. В результате отпуска прочность сварных соединений обоих сплавов снижается незначительно, а вязкость и пластичность повышаются. Третий по счету проход при электронно-лучевой сварке приводит к образованию в структуре шва и околошовной зоны дефектов в виде срединных трещин и хрупких малопластичных структур. Библиогр. 7, табл. 2, рис. 3.
Ключевые слова: электронно-лучевая сварка, жаропрочные стали, сварные соединения, скорость сварки, подогрев, отпуск, прочность, вязкость, относительное удлинение, относительное сужение, количество проходов
Поступила в редакцию 13.06.2013
Опубликовано 10.07.2013
1. Формирование сварных швов при электронно-лучевой сварке жаропрочных сталей марки 10Х12М и 10Х9МФБА толщиной 30 мм / В. М. Нестеренков, Л. А. Кравчук, Ю. А. Архангельский, А. А. Бондарев // Автомат. сварка. — 2013. — № 6. — С. 39–43.
2. Effect of welding parameters and prevention of defects in deep penetration EBW of heary section steel / T. Shida, H. Kita, H. Okamura, Y. Kawada. — S.l., S.a. — (Intern. Inst. of Welding; Doc. IV-239–78).
3. Кошелев Ю. В., Ковбасенко С. Н. Ширина шва как критерий образования горячих трещин при электроннолучевой сварке // Междунар. конф. по электроннолучевым технологиям. — Варна, 26 мая– 2 июня 1985 г. — София, 1985. — С. 223–228.
4. Касаткин Б. С., Ковбасенко С. Н., Нестеренко В. И. Однопроходная электроннолучевая сварка конструкционных сталей больших толщин // Автомат. сварка. — 1989. — № 4. — С. 18–27.
5. Патон Б. Е., Лесков Г. И., Живага Л. И. Специфика образования шва при электроннолучевой сварке // Там же. — 1976. — № 3. — С. 1–5.
6. Морочко В. П., Сорокин Л. И., Зорин Н. Я. Влияние режима электроннолучевой сварки на форму шва и свойства сварных соединений жаропрочных сплавов толщиной 10–15 мм // Свароч. пр-во. — 1975. — № 6. — С. 32–36.
7. Сорокин Л. И. Электронно-лучевая сварка жаропрочных сплавов // Там же. — 1998. — № 5. — С. 9–15.
>