Eng
Ukr
Rus
Печать
2014 №10 (01) 2014 №10 (03)

Автоматическая сварка 2014 #10
Журнал «Автоматическая сварка» № 10/2014, с. 13-16

 
ВЛИЯНИЕ НЕРАВНОМЕРНОСТИ НАГРЕВА НА ВЕЛИЧИНУ УСИЛИЯ ОСАДКИ И ВРЕМЯ ПРОКОВКИ ПРИ КОНТАКТНОЙ СТЫКОВОЙ СВАРКЕ ПЛОСКОГО КОЛЬЦА
 
Авторы
А. В. МОЛТАСОВ, С. М. САМОТРЯСОВ, В. В. КНЫШ, П. Н. ЧВЕРТКО , К. В. ГУЩИН
ИЭС им. Е. О. Патона НАНУ. 03680, г. Киев-150, ул. Боженко, 11. E-mail: office@paton.kiev.ua
 
Реферат
Одной из причин возникновения напряжений и перемещений в кольцах, изготовляемых контактной стыковой сваркой, является неоднородное температурное поле, которое возникает в результате шунтирования электрического тока. В рамках настоящей работы были экспериментально измерены температуры в различных характерных точках на конечной стадии процесса выполнения контактной стыковой сварки стального кольца на машине К724. Измерения показали, что на исследуемой стадии процесса сварки температуры контролируемых точек мало изменяются во времени, т. е. имеет место квазистационарный тепловой поток. Функция температуры была задана в виде ряда Фурье по окружной координате, причем вследствие симметрии не принимались во внимание нечетные члены этого ряда. Оказалось достаточным ограничиться четырьмя первыми членами ряда. Изменение температур в радиальном направлении, установленное из условий стационарности теплового потока, показало, что действие температурного поля в кольце препятствует сближению свариваемых кромок. Это приводит к тому, что часть усилия осадки расходуется на обеспечение преодоления сил упругости, вызванных неравномерностью нагрева. Для рассмотренного в работе кольца из стали 20 усилие осадки, необходимое для формирования соединения увеличилось на 16,5 %. Кроме того, наличие температурных напряжений увеличивает усилие, стремящееся разорвать стык после сварки, что приводит к необходимости продления времени проковки стыка на 4 с. Библиогр. 7, рис. 4.
 
Ключевые слова: контактная стыковая сварка, плоские кольца, температурное поле, стационарный тепловой поток, температурные напряжения, усилие осадки, время проковки
 
Поступила в редакцию 24.03.2014
Подписано в печать 25.09.2014
 
1. Контактная стыковая сварка изделий из высокопрочных сплавов на основе алюминия / С. И. Кучук-Яценко, П. Н. Чвертко, Л. А. Семенов и др. // Автомат. сварка. – 2013. – № 7. – С. 3–7.
2. Кочергин К. А. Выбор технологии контактной сварки. – Л.: Судпромгиз, 1952. – 110 с.
3. Карслоу Г., Егер Д. Теплопроводность твердых тел. – М.: Наука, 1964. – 488 с.
4. Боли Б., Уэйнер Дж. Теория температурных напряжений / Под ред. Э. И. Григолюка. – М.: Мир, 1964. – 518 с.
5. Тимошенко С. П. Теория упругости. – Л.; М.: ОНТИ, 1937. – 452 с.
6. Тимошенко С. П., Гудьер Дж. Теория упругости / Пер. с англ. – М.: Наука, 1975. – 576 с.
7. Чвертко П. Н., Молтасов А. В., Самотрясов С. М. Расчет усилия осадки при контактной стыковой сварке изделий замкнутой формы // Автомат. сварка. – 2014. – № 1. – С. 50–53.
>