Eng
Ukr
Rus
Печать
2009 №06 (01) 2009 №06 (03)


«Автоматическая сварка», № 6, 2009, с. 7–12
 
ВЫБОР ТЕПЛОВЫХ РЕЖИМОВ СВАРКИ ЗАКАЛИВАЮЩИХСЯ СТАЛЕЙ РАЗНЫХ СТРУКТУРНЫХ КЛАССОВ

Автор
В. Ю. СКУЛЬСКИЙ, канд. техн. наук (Ин-т электросварки им. Е. О. Патона НАН Украины)
 
Реферат
С применением метода «Implant» проведена сравнительная оценка влияния температуры предварительного подогрева на скорость охлаждения металла зоны термического влияния и стойкость сварных соединений мартенситных и бейнитных сталей против образования холодных трещин. В экспериментах использована мартенситная хромистая сталь типа 10Х9МФБ и бейнитные стали 10ГН2МФА и 20ХН4ФА. Определено, что высокий уровень стойкости против образования холодных трещин при сварке мартенситной и бейнитной сталей достигается при скорости охлаждения соответственно w6/5 ≤ 8…10 и w6/5 ≤ 12…14 °С/с.
 
Ключевые слова: дуговая сварка, сварное соединение, фазовое превращение, закалка, бейнит, мартенсит, холодная трещина, подогрев, скорость охлаждения, отдых
 
Поступила в редакцию 07.04.2009
Опубликовано 07.07.2009
 
1. Земзин В. Н., Шрон Р. З. Термическая обработка и свойства сварных соединений. — Л.: Машиностроение, 1978. — 367 с.
2. Козлов Р. А. Сварка теплоустойчивых сталей. — Л.: Машиностроение, 1986. — 161 с.
3. Florian W. Cold cracking in high metal. Possibilities to calculate the necessary preheating temperature. — S.l., [2001]. — 9 p. — (Intern. Inst. of Welding; Doc. IX-2006–01).
4. Бурашенко И. А., Звездин Ю. И., Цуканов В. В. Обоснование температуры подогрева при сварке хромоникельмолибденванадиевых сталей мартенситного класса // Автомат. сварка. — 1981. — № 11. — С. 16–20.
5. Шоршоров М. Х., Чернышова Т. А., Красовский А. И. Испытания металлов на свариваемость. — М.: Металлургия, 1972. — 240 с.
6. Гривняк И. Свариваемость сталей. — М.: Машиностроение, 1984. — 216 с.
7. Герман С. И. Электродуговая сварка теплоустойчивых сталей перлитного класса. — М.: Машиностроение, 1972. — 202 с. 8. Ланская К. А. Высокохромистые жаропрочные стали. — М.: Металлургия, 1976. — 216 с.
9. Скульский В. Ю. К вопросу о легировании теплоустойчивой стали для высокотемпературных компонентов энергоблоков тепловых электростанций нового поколения // Современ. электрометаллургия. — 2009. — № 1. — С. 52–56.
10. Скульский В. Ю. Влияние степени легирования хромистых теплоустойчивых сталей на твердость металла в зоне сварных соединений // Автомат. сварка. — 2006. — № 9. — С. 22–25.
11. Касаткин Б. С., Бреднев В. И., Волков В. В. Методика определения деформаций при замедленном разрушении // Там же. — 1981. — № 11. — С. 1–7, 11.
12. Грабин В. Ф. Металловедение сварки плавлением. — Киев: Наук. думка, 1982. — 416 с.
13. Скульский В. Ю. Термокинетические особенности образования холодных трещин в сварных соединениях закаливающихся теплоустойчивых сталей // Автомат. сварка. — 2009. — № 3. — С. 13–18.
14. Мороз Л. С., Чечулин Б. Б. Водородная хрупкость металлов. — М.: Металлургия, 1977. — 256 с.
15. Скульский В. Ю. Особенности кинетики замедленного разрушения сварных соединений закаливающихся сталей // Автомат. сварка. — 2009. — В печати.
16. Takanashi E., Twai K., Horisutsuji T. Prevention of the transverse cracks in heavy section butt weldments of 2 1/4Cr–1Mo steel through low temperature postweld heat treatment. Rep. 2: Correlation between hydrogen concentration and practical welding conditions // Trans. of Jap. Weld. Soc. — 1979. — 10, № 2. — P. 20–27.
>